О чувстве языка при постановке знаков препинания
1. Мы не умеем строить предложения «по уму»
Наша логика в этой теме (в привычном ее понимании) кончается где-то на уровне словосочетаний, а дальше начинается Terra incognita. Мы, носители языка, не умеем строить предложения по логике, а делаем это по интуиции: выбираем порядок слов или меняем его, переходим от одного стиля речи к другому и т.д. Но стоит обратиться к чистой логике, как наша письменная речь уже выглядит неумелой, искусственной, безжизненной.
2. О чувстве языка: чем его можно заменить
Какое еще чувство языка, зачем нам эта метафизика? И эти интонационные схемы с палочками и стрелками – зачем они нам! Мы и так слышим интонацию. А чувство языка у писателей – это их дело! Пусть себе чувствуют, а мы… А мы будем списывать у них готовые решения. Они поставили в похожем предложении запятую, да и правила (как мы их понимаем!) вроде бы рекомендуют – вот и мы поставим тоже. Будем как они!
3. Надо ли развивать чувство языка его носителям
Чувство языка как музыкальный слух, оно дается от рождения. Но если музыкального слуха нет, то его можно развить, изучая теорию, играя гаммы. Вот и чувство языка развивается, если мы много читаем, вслушиваемся в каждое слово. И когда рисуем схемы с палочками и стрелками, оно развивается тоже. И тогда не будет необходимости все делать по общим правилам письма или списывать у других, а появится возможность учитывать конкретику своего варианта.
4. Об интонационном анализе
Чувство языка – это умение выразить смысл в совершенной форме, а форма – это и грамматика, и интонация. Важно понять следующее: русская система правописания характерна тем, что мы фактически ЗАПИСЫВАЕМ УСТНУЮ РЕЧЬ, а не просто ставим условные знаки препинания по формальным правилам, как думают многие. Поэтому надо учиться слышать эту речь. Интонационный анализ способствует развитию "чувства языка" и может удачно применяться при решении нестандартных задач с ВАРИАНТАМИ произношения и написания.
Розенталь говорит о влиянии интонации на постановку знаков, но не раскрывает эту тему полностью. Почему? Пользователи даже сейчас не готовы к такому анализу, а что тогда говорить о его времени, о его задачах. Надо было дать расшифровку кодекса правил 1956 года в базовом и всем доступном формате. Казалось, в современной действительности многое должно измениться, но вот не меняется…
5. Как это объяснить?
Это краткий конспект интересной статьи на эту тему «Маятники. Как освободиться от рабства» https://silmagor.livejournal.com/823.html
Нас с детства приучали подчиняться чужой воле, выполнять обязанности, служить отечеству, семье, политической партии, фирме, государству, идее. Все эти структуры зарождаются и развиваются, когда отдельная группа людей начинает мыслить и действовать в одном направлении. Затем присоединяются новые люди, и структура разрастается, набирает силу, заставляет своих членов следовать установленным правилам и в конечном итоге может подчинить себе большие слои общества.
Но что стоит за всем этим на энергетическом уровне? Структура возникает, когда мысли группы людей направлены в одну сторону. В таком случае посреди океана энергии создается отдельная независимая энергоинформационная структура – энергетический маятник.
Если количество приверженцев маятника уменьшается, его колебания угасают. Когда приверженцев совсем не останется, маятник останавливается и как сущность умирает. Главный отличительный признак деструктивного маятника состоит в том, что он агрессивно стремится уничтожить другие маятники, чтобы перетянуть людей на свою сторону. Для этого он постоянно натравливает своих приверженцев на чужих: «Мы такие, а они другие! Плохие!» Новое, необычное, непонятное, всегда с трудом пробивает себе путь.
Бороться с маятником бесполезно.. это значит отдавать ему свою энергию. Первым и главнейшим условием успешной борьбы с маятником является отказ от борьбы с ним.
6. Вывод
Как это применить в нашей теме? Не надо обращать внимания на тех, кто не хочет новых знаний, кто активно протестует против всего, что не является общепризнанным. Это бессмысленная трата энергии. Но нужно последовательно осваивать разнообразные возможности при изучении правил письма и нужно искать своих сторонников. Так по общеизвестным законам диалектики создаются «новые структуры».