Ученик Иванов и модальный предикатив
– Иванов! Почему ты вертишься, разговариваешь и не слушаешь! Если всё уже знаешь, вот тебе самостоятельное задание: сделай грамматический разбор предложения… Ну хотя бы вот этого: НА УРОКЕ РАЗГОВАРИВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО.
Ученик Иванов вздохнул и некоторое время задумчиво смотрел на листок. О чем он думал – история умалчивает. Потом толкнул соседку в бок:
– Машка, какое это предложение?
Красавица и отличница Маша поправила челку, потерла носик и сказала:
– Безличное. А может, инфинитивное. А может, безлично-инфинитивное. Кстати, оно и двусоставным может быть. Сам думай!
Думать ученику Иванову не хотелось. Н улице такая погода, в футбол бы с ребятами погонять. Однако перспектива второй двойки тоже не вдохновляет. Ругать его дома не будут. Папа говорит: взрослый уже парень, сам разбирайся. А мама его просто жалеет. Вот по математике он первый в классе, та же Машка у него контрольные списывает. А с русским языком как-то не получается.
И тогда Иванов решил проявить характер, чтоб перед папой не было стыдно. Какой-то грамматический разбор, что он сложнее математики! Придя домой, Иванов обложил себя папиными учебниками и некоторое время изучал их. Постепенно ситуация прояснялась.
– Здесь для анализа надо использовать трехмерное пространство, – решил он. Грамматика, структура, значение. А в это пространство загружаем образцы предложений с уже готовыми ответами.
Итак, приступим. Начнем с грамматики. Двусоставное? По структуре подходит: разговаривать – подлежащее, не разрешено – сказуемое. Сравним с образцом: БЕГАТЬ ПОЛЕЗНО. Нет, не то. У нас же модальный предикатив, а здесь обычное наречие.
Инфинтивное? Тогда было бы так: Иванов! НЕ РАЗГОВАРИВАТЬ!
Безлично-инфинитивное? Нет, тогда бы Ирина Петровна сказала : НЕ О ЧЕМ НАМ С ТОБОЙ РАЗГОВАРИВАТЬ, ИВАНОВ.
Остается БЕЗЛИЧНОЕ – с модальным предикативом и примыкающим к нему инфинитивом. И не выговоришь ведь! Завтра ребята со смеху умрут, подумают, что прикалываюсь.
Да, это точно оно! Вот и образец: ЗАПРЕЩЕНО РАЗГОВАРИВАТЬ.
Но это тип предложения, а сказуемое-то какое? К чему относится инфинитив?
Опять пришлось Иванову рыться в книгах. Может, составное глагольное? Нет, там другое, например: Я НЕ ДОЛЖЕН РАЗГОВАРИВАТЬ НА УРОКЕ.
А у нас некто неизвестный решил: запрещено разговаривать! Поэтому это инфинитив в роли дополнения, так как запрещает одно лицо, а действие не должно совершать другое: ВЕЛЕЛ МОЛЧАТЬ.
Итак, результат следующий. Предложение односоставное безличное. Сказуемое выражено модальным предикативом – запрещено. Разговаривать – дополнение. На уроке – обстоятельство.
И делов-то! – подумал ученик Иванов, ставя на место книжки. Эта Машка сама ничего не знает! Потом он сосредоточился и мысленно представил вероятное будущее. Вот он стоит у доски, в дневнике у него стоит двойка, а Ирина Петровна, как обычно, говорит:
– Умничать надо меньше, Иванов!
Ученик Иванов вздохнул и некоторое время задумчиво смотрел на листок. О чем он думал – история умалчивает. Потом толкнул соседку в бок:
– Машка, какое это предложение?
Красавица и отличница Маша поправила челку, потерла носик и сказала:
– Безличное. А может, инфинитивное. А может, безлично-инфинитивное. Кстати, оно и двусоставным может быть. Сам думай!
Думать ученику Иванову не хотелось. Н улице такая погода, в футбол бы с ребятами погонять. Однако перспектива второй двойки тоже не вдохновляет. Ругать его дома не будут. Папа говорит: взрослый уже парень, сам разбирайся. А мама его просто жалеет. Вот по математике он первый в классе, та же Машка у него контрольные списывает. А с русским языком как-то не получается.
И тогда Иванов решил проявить характер, чтоб перед папой не было стыдно. Какой-то грамматический разбор, что он сложнее математики! Придя домой, Иванов обложил себя папиными учебниками и некоторое время изучал их. Постепенно ситуация прояснялась.
– Здесь для анализа надо использовать трехмерное пространство, – решил он. Грамматика, структура, значение. А в это пространство загружаем образцы предложений с уже готовыми ответами.
Итак, приступим. Начнем с грамматики. Двусоставное? По структуре подходит: разговаривать – подлежащее, не разрешено – сказуемое. Сравним с образцом: БЕГАТЬ ПОЛЕЗНО. Нет, не то. У нас же модальный предикатив, а здесь обычное наречие.
Инфинтивное? Тогда было бы так: Иванов! НЕ РАЗГОВАРИВАТЬ!
Безлично-инфинитивное? Нет, тогда бы Ирина Петровна сказала : НЕ О ЧЕМ НАМ С ТОБОЙ РАЗГОВАРИВАТЬ, ИВАНОВ.
Остается БЕЗЛИЧНОЕ – с модальным предикативом и примыкающим к нему инфинитивом. И не выговоришь ведь! Завтра ребята со смеху умрут, подумают, что прикалываюсь.
Да, это точно оно! Вот и образец: ЗАПРЕЩЕНО РАЗГОВАРИВАТЬ.
Но это тип предложения, а сказуемое-то какое? К чему относится инфинитив?
Опять пришлось Иванову рыться в книгах. Может, составное глагольное? Нет, там другое, например: Я НЕ ДОЛЖЕН РАЗГОВАРИВАТЬ НА УРОКЕ.
А у нас некто неизвестный решил: запрещено разговаривать! Поэтому это инфинитив в роли дополнения, так как запрещает одно лицо, а действие не должно совершать другое: ВЕЛЕЛ МОЛЧАТЬ.
Итак, результат следующий. Предложение односоставное безличное. Сказуемое выражено модальным предикативом – запрещено. Разговаривать – дополнение. На уроке – обстоятельство.
И делов-то! – подумал ученик Иванов, ставя на место книжки. Эта Машка сама ничего не знает! Потом он сосредоточился и мысленно представил вероятное будущее. Вот он стоит у доски, в дневнике у него стоит двойка, а Ирина Петровна, как обычно, говорит:
– Умничать надо меньше, Иванов!