Как различить пояснительный и разделительный союзы ИЛИ?
Вопрос этот важен для практики, так как запятая ставится перед пояснительным союзом ИЛИ, но не ставится перед разделительным союзом. Но не всегда просто их различить.
1. В правилах Розенталя имеется информация на эту тему, но там есть неясные моменты.
§ 23. Пояснительные конструкции (пункт 2) http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=119#pp119
Примечания: 1. Следует различать пояснительный союз ИЛИ (в значении ‘то есть’, перед ним ставится запятая) и разделительный союз ИЛИ (перед ним запятая не ставится, если союз не повторяется). Ср.: Флексия, или окончание, имеется только у слов, относящихся к изменяемым частям речи — повторить союз нельзя, его можно заменить союзом то есть; Изменяемая часть слова в конце его называется флексией или окончанием — здесь разделительный союз может быть повторен (…называется или флексией, или окончанием).
Также::
Буквы алфавита, или азбуки, располагаются в принятом порядке (или имеет пояснительное значение «то есть»). — Все буквы, расположенные в принятом порядке, называются алфавитом или азбукой (или имеет разделительное значение: «называются или алфавитом, или азбукой»).
2. Давайте сравним примеры у Розенталя:
(1) Дается определение (два разных названия для одного предмета). Здесь союз ИЛИ разделительный: Изменяемая часть слова в конце его называется флексией или окончанием.
(2) Два разных названия используются в тексте, причем второе название является дополнительной или пояснительной информацией. Здесь союз ИЛИ пояснительный: Флексия, или окончание, имеется только у слов, относящихся к изменяемым частям речи.
Разница настолько понятная, что здесь трудно ошибиться.
КОРОТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА: Если даем определение, то ИЛИ разделительный. Если используем два названия в тексте, то ИЛИ пояснительный
3. Пример более сложной задачи
Но в сложных темах нужно понимать содержание текста, а также желателен контекст. Рассмотрим текст о развитии мышления у детей 5-6 лет.
Синаптическая пластичность
Каждый раз, когда мы приобретаем новые знания (путем постоянной практики), коммуникация, или синаптическая трансмиссия, между участвующими в процессе нейронами усиливается.
Здесь обособляется двумя запятыми пояснительный член предложения (ИЛИ — пояснительный союз). Имеется в виду, что коммуникация может называться другим словом — "синаптическая трансмиссия".
Для справок: Коммуникация (как связь и общение) — от лат. «communicatio» — сообщение, передача. Трансми́ссия — (от лат. transmissio — пересылка, передача). В популярном тексте более понятным термином является «коммуникация», а второе (более научное) название в этом предложении используется как вводная пояснительная информация.
4. О значении союзов
В приведенном примере большинство отвечающих определили здесь союз ИЛИ как разделительный. Чтобы выбрать правильное решение, надо вспомнить о значении союзов.
(1) У союза ИЛИ два значения: выбор только одной ситуации и возможность обеих. Когда мы даем два названия одному предмету, то это как раз допущение обеих ситуаций. Разделительный союз ИЛИ там уместен и применяется точно по правилу.
(2) А что происходит, если разделительный ИЛИ мы используем в этом тексте: Каждый раз, когда мы приобретаем новые знания (путем постоянной практики), коммуникация или синаптическая трансмиссия между участвующими в процессе нейронами усиливается.
Что же здесь делает разделительный ИЛИ и какое он имеет значение? Короткий вариант предложения читается так: Коммуникация или синаптическая трансмиссия усиливается. Что-нибудь одно усиливается или и то и другое может усиливаться? Оба варианта неверны – здесь нет двух предметов вообще.
А что есть? А есть один предмет, два его названия и незаконный разделительный союз ИЛИ, заменивший правильный пояснительный союз.
1. В правилах Розенталя имеется информация на эту тему, но там есть неясные моменты.
§ 23. Пояснительные конструкции (пункт 2) http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=119#pp119
Примечания: 1. Следует различать пояснительный союз ИЛИ (в значении ‘то есть’, перед ним ставится запятая) и разделительный союз ИЛИ (перед ним запятая не ставится, если союз не повторяется). Ср.: Флексия, или окончание, имеется только у слов, относящихся к изменяемым частям речи — повторить союз нельзя, его можно заменить союзом то есть; Изменяемая часть слова в конце его называется флексией или окончанием — здесь разделительный союз может быть повторен (…называется или флексией, или окончанием).
Также::
Буквы алфавита, или азбуки, располагаются в принятом порядке (или имеет пояснительное значение «то есть»). — Все буквы, расположенные в принятом порядке, называются алфавитом или азбукой (или имеет разделительное значение: «называются или алфавитом, или азбукой»).
2. Давайте сравним примеры у Розенталя:
(1) Дается определение (два разных названия для одного предмета). Здесь союз ИЛИ разделительный: Изменяемая часть слова в конце его называется флексией или окончанием.
(2) Два разных названия используются в тексте, причем второе название является дополнительной или пояснительной информацией. Здесь союз ИЛИ пояснительный: Флексия, или окончание, имеется только у слов, относящихся к изменяемым частям речи.
Разница настолько понятная, что здесь трудно ошибиться.
КОРОТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА: Если даем определение, то ИЛИ разделительный. Если используем два названия в тексте, то ИЛИ пояснительный
3. Пример более сложной задачи
Но в сложных темах нужно понимать содержание текста, а также желателен контекст. Рассмотрим текст о развитии мышления у детей 5-6 лет.
Синаптическая пластичность
Каждый раз, когда мы приобретаем новые знания (путем постоянной практики), коммуникация, или синаптическая трансмиссия, между участвующими в процессе нейронами усиливается.
Здесь обособляется двумя запятыми пояснительный член предложения (ИЛИ — пояснительный союз). Имеется в виду, что коммуникация может называться другим словом — "синаптическая трансмиссия".
Для справок: Коммуникация (как связь и общение) — от лат. «communicatio» — сообщение, передача. Трансми́ссия — (от лат. transmissio — пересылка, передача). В популярном тексте более понятным термином является «коммуникация», а второе (более научное) название в этом предложении используется как вводная пояснительная информация.
4. О значении союзов
В приведенном примере большинство отвечающих определили здесь союз ИЛИ как разделительный. Чтобы выбрать правильное решение, надо вспомнить о значении союзов.
(1) У союза ИЛИ два значения: выбор только одной ситуации и возможность обеих. Когда мы даем два названия одному предмету, то это как раз допущение обеих ситуаций. Разделительный союз ИЛИ там уместен и применяется точно по правилу.
(2) А что происходит, если разделительный ИЛИ мы используем в этом тексте: Каждый раз, когда мы приобретаем новые знания (путем постоянной практики), коммуникация или синаптическая трансмиссия между участвующими в процессе нейронами усиливается.
Что же здесь делает разделительный ИЛИ и какое он имеет значение? Короткий вариант предложения читается так: Коммуникация или синаптическая трансмиссия усиливается. Что-нибудь одно усиливается или и то и другое может усиливаться? Оба варианта неверны – здесь нет двух предметов вообще.
А что есть? А есть один предмет, два его названия и незаконный разделительный союз ИЛИ, заменивший правильный пояснительный союз.