Русское правописание. Пунктуация
Выпуск 7. Обобщающие слова
Варвара Кузьмина
ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА
ВЫПУСК 7. ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
В седьмом выпуске проекта семь разделов:
Первый (базовый) уровень
Раздел 1. Введение в тему
Раздел 2. Основные структурные варианты предложений
Раздел 3. Частные случаи
Второй уровень
Раздел 4. Когда тире заменяет двоеточие
Раздел 5. Сравнение правил обособления различных конструкций двумя тире
Раздел 6. Сложные и осложненные предложения
Раздел 7. Особые правила для однородного ряда из двух членов, соединенных одиночными союзами
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА "ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ»
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Тема 1. Определение
Тема 2. Три основные схемы
Тема 3. Общий принцип решения
Тема 4. Интонация
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Схема 1. Обобщающее слово перед однородным рядом, которым заканчивается предложение.
Схема 2. Обобщающее слово перед однородным рядом, которым не заканчивается предложение.
Схема 3. Обобщающее слово стоит после однородного ряда.
РАЗДЕЛ 3. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
Тема 1. Пояснительные союзы после обобщающего слова
Тема 2. Вводные слова перед обобщающим словом, после однородного ряда
Тема 3. Повтор или отсутствие обобщающего слова
Тема 4. Отличие предложений с обобщающим словом от других вариантов
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
РАЗДЕЛ 4. КОГДА ТИРЕ ЗАМЕНЯЕТ ДВОЕТОЧИЕ
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Выбор тире или двоеточия для различных схем предложений
Тема 3. Сравнение парных вариантов
РАЗДЕЛ 5. СРАВНЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОСОБЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДВУМЯ ТИРЕ
РАЗДЕЛ 6. СЛОЖНЫЕ И ОСЛОЖНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 1. Осложнение обобщающего слова или члена однородного ряда
Тема 2. Однородный ряд в различных синтаксических конструкциях
РАЗДЕЛ 7. ОСОБЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ОДНОРОДНОГО РЯДА ИЗ ДВУХ ЧЛЕНОВ, СОЕДИНЕННЫХ ОДИНОЧНЫМИ СОЮЗАМИ
Тема 1. Обособление ряда в середине предложения
Тема 2. Обособление ряда в конце предложения
ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА, УРОК 7
ПЕРВЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Тема 1. Определение
Тема 2. Три основные схемы
Тема 3. Общий принцип решения
Тема 4. Интонация
ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(1) Обобщающими словами называются слова с обобщённым значением, содержание которых раскрывается с помощью ряда однородных членов.
(2) В роли обобщающих слов обычно выступают местоимения и местоименные наречия, а также другие слова с неопределенным значением.
(3) Обобщающее слово может быть любым членом предложения – подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством. При этом синтаксическая роль у обобщающего слова и членов однородного ряда одинаковая.
(4) Однородные члены могут иметь союзную или бессоюзную связь и разделяются запятыми (интонация перечислительная).
Частный вариант с двумя однородными членами, связанными одиночными союзами И, ИЛИ, когда запятая отсутствует, рассматривается отдельно.
(5) По правилу Розенталя обобщающее слово должно быть согласовано в падеже с членами однородного ряда.
Розенталь: http://www.evartist.narod.ru/text1/67.htm#з_03 Пункт 9.
ТЕМА 2. ТРИ ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ
В предложениях с обобщающим словом можно выделить три основных варианта постановки знаков препинания, каждый из которых соответствует определенной схеме.
СХЕМА 1. Обобщающее слово перед однородным рядом, которым заканчивается предложение. После обобщающего слова ставится двоеточие:
В корзине была дичь: два тетерева и утка.
СХЕМА 2. Обобщающее слово перед однородным рядом, которым не заканчивается предложение. После обобщающего слова перед однородным рядом ставится двоеточие, а после однородного ряда ставится тире:
Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу – не было скучно.
СХЕМА 3. Обобщающее слово стоит после однородного ряда. В этом случае перед обобщающим словом ставится тире:
Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнется.
ТЕМА 3. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
Однородный ряд членов обособляется с помощью тире и двоеточия. Выбор знака зависит от схемы предложения, а также от некоторых других факторов. В частности, двоеточие может заменяться тире.
ТЕМА 4. ИНТОНАЦИЯ
В предложениях с обобщающими членами сочетаются разные виды интонации. Для однородного ряда используется перечислительная интонация.
Также применяется:
(1) предупредительная (пояснительная) интонация при постановке двоеточия;
(2) разделительная или вставочная интонация, если используется только тире.
Отметим, что постановку тире вместо двоеточия без интонационно-структурного анализа обосновать довольно сложно. Все ссылки на чисто авторский выбор или на особенности современной пунктуации выглядят неубедительно.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СХЕМА 1. ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПЕРЕД ОДНОРОДНЫМ РЯДОМ, КОТОРЫМ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Перед однородным рядом ставится двоеточие, что соответствует предупредительной интонации: неполное понижению тона перед значительно увеличенной паузой.
1. ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ
Душой весны природа ожила, и блещет ВСЁ в торжественном покое: лазурь и небо голубое, и дивная гробница, и скала.
Казалось, вот-вот в его жизнь войдёт СЧАСТЬЕ: неожиданность, сила человеческих чувств, полоса заманчивых событий.
Кругом избушки ВСЁ говорило о присутствии человека: костёр, охапки нарубленных дров.
2. ОДНОРОДНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ
Отец СОВЕРШИЛ несколько будничных движений: достал бумажник, порылся в нём, извлёк две старые трёшницы, получил билеты.
Свою избёнку Трифон ОТДЕЛАЛ заново: починил крыльцо, навесил новую дверь, перебрал в сенях пол.
3. ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Прошлое для меня как бы окрашено в РАЗНЫЕ цвета: синий, белый и коричневый.
В нашей реке разноцветное дно и раки попадались РАЗНЫЕ: чёрные, зелёные, жёлтые.
4. ОДНОРОДНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
Дальше шли ряды, где можно было купить разные ПРЯНОСТИ: шафран, корицу, ваниль и кардамон.
Ах, я не верю НИЧЕМУ: ни снам, ни сладким увереньям, ни даже сердцу твоему.
Солнце светит одинаково ВСЕМ: и человеку, и зверю, и дереву.
5. ОДНОРОДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Пески в пустыне ПОВСЮДУ: впереди, позади, справа, слева, вокруг.
СХЕМА 2. ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПЕРЕД ОДНОРОДНЫМ РЯДОМ, КОТОРЫМ НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
В этом случае перед однородным рядом ставится двоеточие (предупредительная интонация), а после однородного ряда – тире.
1. ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ
ВСЁ вокруг: и дорога, и жнивьё, и воздух – сияло от низкого вечернего солнца.
Каждый ЗВУК: шорох птицы, шелест упавшего листа – заставляет вздрогнуть.
Но теперь, в начале марта, ВСЁ: и овраг, и лес, и поляна – было укрыто снегом.
2. ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В ЭТИХ письмах: искренних, наполненных грустью и нежностью – выражалась вся её прекрасная душа.
3. ОДНОРОДНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
Восход полыхал по всему горизонту, осыпая ВСЁ: сосну, утёс, реку, облака – потоками золотой пыли.
И НАД ВСЕМ ЭТИМ: над городом, над рекой, над садами – тихо сияла низкая, пурпурная луна.
4. ОДНОРОДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
ПОВСЮДУ: в кустах, в траве – запели, зачирикали птицы.
СХЕМА 3. ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПОСЛЕ ОДНОРОДНОГО РЯДА
После однородного ряда перед обобщающим словом ставится тире, что соответствует разделительной интонации (повышение тона перед паузой).
1. ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ
Лицо, походка, взгляд – ВСЁ изменилось в Наташе.
Родная куща, тень дубов, весёлы игры пастухов – НИЧТО тоски не утешало.
Ни хозяйство, ни литература, ни служба – НИЧТО ко мне не пристало.
2. ОДНОРОДНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
От дома, от деревьев, от голубятни и галереи – ОТ ВСЕГО побежали тени.
3. ОДНОРОДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
На полу, на занавесках, на диване – ВЕЗДЕ солнечный свет.
РАЗДЕЛ 3. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
Тема 1. Пояснительные союзы после обобщающего слова
Тема 2. Вводные слова перед обобщающим словом, после однородного ряда
Тема 3. Повтор или отсутствие обобщающего слова
Тема 4. Отличие предложений с обобщающим словом от других вариантов
ТЕМА 1. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ (после обобщающего слова)
При наличии пояснительного союза (как то, а именно, например, то есть) перед союзом ставится запятая, а после союза – двоеточие.
Гости говорили о многих приятных и полезных ВЕЩАХ, КАК ТО: о природе, о собаках, о чепчиках, о жеребцах.
Вся усадьба состояла ИЗ ЧЕТЫРЁХ СРУБОВ разной величины, А ИМЕННО: из флигеля, конюшни, сарая, бани.
Хорь ПОНИМАЛ действительность, ТО ЕСТЬ: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и властями.
К краснолесью относятся ПОРОДЫ деревьев смолистых, НАПРИМЕР: сосна, ель, пихта.
ТЕМА 2. ВВОДНЫЕ СЛОВА (перед обобщающим словом, стоящим после однородного ряда, схема 3)
При наличии вводных слов (словом, короче говоря) тире ставится перед вводным словом, а после вводного слова ставится запятая:
В лесу вы можете увидеть белок и бурундуков, рысей и лисиц, горностаев и медведей – СЛОВОМ, РАЗНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ животного мира.
С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — СЛОВОМ, ВСЕ колеблющиеся и неопределённые ЧЕРТЫ.
В Москву приезжали торговцы, ремесленники, купцы – КОРОЧЕ ГОВОРЯ, ОБЛАДАТЕЛИ самых нужных ПРОФЕССИЙ.
ТЕМА 3. ПОВТОР ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА
1. ПОВТОР ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА
Повтор обобщающего слова не изменяет постановку знаков препинания:
ВСЁ: и этот огонь, и эта вода, и тишина эта, и буря – ВСЁ входило в мою душу и соединялось в мою любовь.
2. ОТСУТСТВИЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА ПРИ НАЛИЧИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИИ
В некоторых случаях обобщающее слово пропускается, но при этом в интонации предложения присутствует характерная пауза, предупреждающая о последующем перечислении, которая на письме обозначается двоеточием:
Из-под сена ВИДНЕЛИСЬ: самовар, кадка и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки (подразумевается обобщающее слово «разные предметы»).
На собрании ПРИСУТСТВОВАЛИ: студенты, аспиранты, преподаватели.
В других случаях двоеточие обычно отсутствует:
В их защиту выступили Виктор Гюго, Чарльз Дарвин, Оскар Уайльду Лев Толстой, Федор Достоевский, Д. И. Менделеев, В. М. Гаршин, В. В. Верещагин.
ТЕМА 4. ОТЛИЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ОТ ДРУГИХ ВАРИАНТОВ
1. ОТЛИЧИЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА ОТ ПРИЛОЖЕНИЯ
Обобщающее слово следует отличать от приложения, отнесенного к однородному ряду и также имеющего обобщенное значение.
(1) Предложение С ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ произносится с предупредительной интонацией, то есть перед однородным рядом понижается тон и делается увеличенная пауза, обозначаемая на письме двоеточием. Обобщающее слово в таких случаях обычно имеет при себе ОПРЕДЕЛЕНИЕ, предупреждающее о последующем перечислении.
Мы побывали в СЛЕДУЮЩИХ городах: в Москве, Минске, Киеве.
На экзаменах абитуриентам были предложены ТЕМЫ: «Сравнительная характеристика Онегина и Печорина», «Место В. В. Маяковского в русской литературе».
(2) При отсутствии предупредительной интонации двоеточие после приложения перед однородным рядом не ставится:
Мы побывали в ГОРОДАХ Москве, Минске, Киеве.
ПИСАТЕЛИ-КЛАССИКИ Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян.
РОМАНЫ Гончарова «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» образуют своего рода трилогию.
2. ОТЛИЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ОТ СХОДНЫХ ВАРИАНТОВ
Предложения, в которых местоимения, местоименные наречия и некоторые другие слова играют роль обобщающего слова, следует отличать от сходных с ними вариантов, в которых эти слова не имеют обобщающего значения по отношению к однородному ряду:
На улицах, парках, скверах – ВЕЗДЕ лежит снег (обобщающее слово).
На улицах, парках, скверах ВСЁ покрыто снегом (нет обобщающего слова).
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Раздел 4. Когда тире заменяет двоеточие
Раздел 5. Сравнение правил обособления различных конструкций двумя тире
Раздел 6. Сложные и осложненные предложения
Раздел 7. Особые правила для однородного ряда из двух членов, соединенных одиночными союзами
РАЗДЕЛ 4. КОГДА ТИРЕ ЗАМЕНЯЕТ ДВОЕТОЧИЕ
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Выбор тире или двоеточия для различных схем предложений
Тема 3. Сравнение парных вариантов
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В современном языке двоеточие после обобщающего слова часто заменяется тире. В то же время такая замена правомерна в том случае, если обобщающее слово передаёт основную информацию, а однородные члены является ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ членами со значением ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО уточнения или пояснения.
Варианты отличаются ИНТОНАЦИЕЙ. При постановке тире вместо двоеточия предупредительная интонация предложения заменяется присоединительной или вставочной.
ТЕМА 2. ВЫБОР ДВОЕТОЧИЯ ИЛИ ТИРЕ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СХЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СХЕМА 1 (обобщающее слово перед однородным рядом, которым заканчивается предложение)
(1) ДВОЕТОЧИЕ КАК ОСНОВНОЙ ВАРИАНТ:
При постановке двоеточия (классический вариант) однородный ряд более информативен, чем обобщающее слово, после обобщающего слова делается предупредительная пауза:
Его характер проявлялся ВО ВСЁМ: в сдержанности, терпеливости, смелости.
Спорили здесь О ЧЁМ УГОДНО: о марках тракторов, о втором фронте, о немецких трофейных автоматах.
(2) ТИРЕ ВМЕСТО ДВОЕТОЧИЯ:
В этом случае однородный ряд имеет уточняющее значение, а предупредительная интонация заменяется присоединительной:
Легенды и сказки любят ВСЕ – и дети, и взрослые.
Алый свет нежно заливал ОКРЕСТНОСТИ – ветряную мельницу, крыши домов, элеватор.
Друг мой был человек ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ – умный, добрый, чуткий.
СХЕМА 2 (обобщающее слово перед однородным рядом, которым не заканчивается предложение)
(1) ДВОЕТОЧИЕ КАК ОСНОВНОЙ ВАРИАНТ:
В этом случае перед однородным рядом делается предупредительная пауза:
ВСЁ вокруг: подсолнухи, акация, сухая трава – было покрыты сухой пылью.
Почти ВЕЗДЕ: на суше, в океане и даже в вечных льдах – существует жизнь.
(2) ТИРЕ ВМЕСТО ДВОЕТОЧИЯ:
При обособлении однородного ряда двумя тире в середине предложения интонация ВСТАВОЧНАЯ (второй план речи для всего ряда: выделение паузами, общее понижение тона):
ВСЁ это – звуки и запах, тучи и люди – было странно красиво и грустно.
Все эти ЛЮДИ – матросы, рыбаки, рабочие, лодочники – все они молоды, здоровы, пропитаны крепким запахом моря.
В ЧЕТЫРЁХ ГОРОДАХ Италии – Риме, Милане, Неаполе и Турине – начались финальные игры по футболу.
РЕБЯТА – Колька, Ванька и Архипка – нетерпеливо двигали стульями.
ТЕМА 3. СРАВНЕНИЕ ПАРНЫХ ВАРИАНТОВ
При выборе двоеточия или тире важно учитывать всё. К примеру, даже одно слово может повлиять на принятие решения.
1. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ обломовского типа (какие именно): лень, апатия, бездеятельность – являются, по Добролюбову, результатом крепостнической системы.
При наличии местоимения «некоторые» перед обобщающим словом однородный ряд более информативен, чем обобщающее слово, так как он раскрывает содержание неопределенного местоимения.
2. ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ обломовского типа – лень, апатия, бездеятельность – являются, по Добролюбову, результатом крепостнической системы.
Замена местоимения прилагательным «главные» придаёт больший вес обобщающему слову, а однородный ряд приобретает уточняющее значение в добавочном сообщении.
РАЗДЕЛ 5. СРАВНЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОСОБЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДВУМЯ ТИРЕ
Речь пойдет о трех темах:
(1) обобщающие слова перед однородным рядом;
(2) обособленные приложения,
(3) вставные конструкции.
Если мы обособляем однородный ряд двумя тире в середине предложения, то могут возникнуть вопросы: какими правилами нужно пользоваться, нужно ли выделять ряд приложений среди других однородных рядов? К примеру, в теме «Обособленные приложения» у Розенталя есть информация о постановке одного, а не двух тире.
Сразу можно сказать следующее:
1. Примеры с постановкой одного, а не двух тире относятся не к рядам, а к ОДИНОЧНЫМ ИЛИ РАСПРОСТРАНЕННЫМ ПРИЛОЖЕНИЯМ, поэтому к данной теме отношения не имеют.
2. Выделять приложения среди других однородных членов не нужно, так как ряд приложений – ЭТО ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ОБЫЧНОГО РЯДА. Приложения образуют ряды в двух случаях:
(1) ряд имен собственных после нарицательного имени;
(2) ряд видовых названий после родового названия.
Оба эти случая регулируются правилами для обобщающих слов, то есть специальных правил для приложений не требуется.
3. А как обстоит дело с темой ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, где также используется обособление двумя тире? Среди вводных конструкций ряды обычно не встречаются, но некоторые правила могут быть полезны и в нашей теме. Это те правила, которые касаются постановки ЗАПЯТЫХ ПЕРЕД ТИРЕ в сложных и осложненных предложениях (нет запятых; ставится первая или вторая запятая, две запятые).
РАЗДЕЛ 6. СЛОЖНЫЕ И ОСЛОЖНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 1. Осложнение обобщающего слова или члена однородного ряда
Тема 2. Однородный ряд в различных синтаксических конструкциях
ТЕМА 1. ОСЛОЖНЕНИЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА ИЛИ ЧЛЕНА ОДНОРОДНОГО РЯДА
В качестве распространителей обобщающего слова обычно выступают обособленные определительные обороты или придаточные определительные предложения. Кроме того, члены однородного ряда могут иметь обособленное определение.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
1. Вторая запятая после придаточного предложения или определительного оборота ПОГЛОЩАЕТСЯ двоеточием, но сохраняется перед тире:
В памяти осталась лишь картина, УВИДЕННАЯ В ОКНО ВАГОНА: багровая полоса заката и длинный силуэт города с башнями.
Я имел случай и счастье знать многих старших поэтов, ЖИВШИХ В МОСКВЕ, — Брюсова, Андрея Белого, Ходасевича, Вячеслава Иванова, Балтрушайтиса.
2. Запятая перед тире закрывает обособленный оборот, отнесенный к однородному члену:
И кресты, и далёкие окна, и вершины леса, УХОДЯЩЕГО ВДАЛЬ, – всё дышит весенним воздухом.
ТЕМА 2. ОДНОРОДНЫЙ РЯД В РАЗЛИЧНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ
Это довольно сложная тема, которая не разбирается в правилах подробно и уж тем более не объясняется. По аналогии с другими темами (обособление распространенных приложений и обособление вставных конструкций), можно предложить два варианта оформления.
1. ПОГЛОЩЕНИЕ ВТОРОГО ТИРЕ ЗАПЯТОЙ
В этом случае ряд «встраивается» в структуру сложного предложения или предложения с однородными членами. Перечислительная интонация при этом «модифицируется»: паузы остаются, но ударение на каждый член ряда уже не ставится. В сложном и осложненном предложении становится важным выразить собственную интонацию, то есть отношением между частями этого предложения.
(1) Он до сих пор ездит по всем ярмаркам в Малороссии; тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения, продающиеся оптом, как то: муку, пеньку, мед и прочее, НО покупает только небольшие безделушки, как то: кремешки, гвоздь прочищать трубку и вообще все то, что не превышает всем оптом своим цены одного рубля (Гоголь).
(2) Наряду с иными стихийными бедствиями, как-то: пожар, град, начисто выбивающий хлебные поля, ненастье или, наоборот, великая сушь, есть в деревне ещё одно бедствие (Солоухин).
Примечание. В правилах Розенталя во втором примере тире сохраняется (ряд закрыт тире и запятой), но это не соответствует авторскому варианту.
В этом предложении у автора обобщающее слово и однородный ряд входят в обособленный оборот с предлогом «наряду с», при этом запятая «поглощает» тире.
(3) Но разве запятая всегда поглощает тире? Если запятая обозначает сочинительную связь (союзы НО, И в сложном предложении или в предложении с однородными членами), то тире действительно опускается, в других же конструкциях требуется дополнительный анализ.
2. ОБОСОБЛЕНИЕ РЯДА ДВУМЯ ТИРЕ ПО ОБРАЗЦУ ВСТАВНОЙ КОНСТРУКЦИИ
Вставные конструкции всегда обособляются двумя тире, но в этом случае решается вопрос о постановке запятых.
(1) В Бергене все было по-старому. Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. (К. Паустовский). Первая запятая закрывает местоименно-определительное придаточное предложение. Ряд выделен по образцу вставной конструкции двумя тире, запятая должна быть перенесена, так как относится к структуре всего предложения: Все, что могло приглушить звуки, Григ давно убрал из дома.
ПРИМЕЧАНИЕ. Это очень спорная конструкция. Обособление с помощью двух тире мы видим у Паустовского, но в учебных текстах используется двоеточие: Все, что могло приглушить звуки: ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Такая запись намного понятнее, и тогда делаем вывод: обособление двумя тире вызывает вопросы при наличии определительных конструкций, но может применяться в других, более понятных случаях (см. пример ниже).
(2) Осенью, когда появляются самые разнообразные грибы – белые, маслята, лисички, опята, – начинается настоящая грибная охота.
Это «перенесенная запятая», закрывающая придаточное времени (как ряд относится к этому придаточному).
РАЗДЕЛ 7. ОСОБЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ОДНОРОДНОГО РЯДА ИЗ ДВУХ ЧЛЕНОВ, СОЕДИНЕННЫХ ОДИНОЧНЫМИ СОЮЗАМИ
Тема 1. Обособление ряда в середине предложения
Тема 2. Обособление ряда в конце предложения
В этом случае ряд (оборот) можно рассматривать как единую конструкцию, соответственно, правила обособления несколько другие (в частности, допускается использование запятой). Обособление делается по правилам для уточняющих и пояснительных членов.
ТЕМА 1. ОБОСОБЛЕНИЕ РЯДА В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
При обособлении могут использоваться запятые или тире (как для обычных рядов).
Они, МАТЬ И ОБЕ ДОЧЕРИ, были дома.
Обе старшие девочки, КАТЯ И СОНЯ, стали зорко следить за мальчиками.
Все мы, воспитатели – УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛИ, – должны учитывать возрастные особенности в общении с детьми (ряд находится внутри другого обособленного приложения; запятая "перенесенная").
ТЕМА 2. ОБОСОБЛЕНИЕ РЯДА В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В конце предложения можно использовать любой знак: тире, двоеточие, запятую. Выбор зависит от структуры предложения и расстановки ударений.
Примеры из Розенталя с вариантами (тире и двоеточие): https://old-rozental.online/punctuatio.php?sid=189#pp189
Сколько мне тогда бЫло: девятнадцать или двадцать?
СкОлько мне тогда было – девятнадцать или двадцать?
Не знаю, когда уЕхать: в среду или в четверг.
Не знАю, когда уехать – в среду или в четверг.
Примеры из Нацкорпуса https://ruscorpora.ru/new/search-main.html
Женщин в толпе было немного, пять или шесть. [Сергей Довлатов, 1986]
Число их было вполне пристойное: пять или шесть. [Н. Б. Черных, 2012]
ВЫПУСК 7. ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
В седьмом выпуске проекта семь разделов:
Первый (базовый) уровень
Раздел 1. Введение в тему
Раздел 2. Основные структурные варианты предложений
Раздел 3. Частные случаи
Второй уровень
Раздел 4. Когда тире заменяет двоеточие
Раздел 5. Сравнение правил обособления различных конструкций двумя тире
Раздел 6. Сложные и осложненные предложения
Раздел 7. Особые правила для однородного ряда из двух членов, соединенных одиночными союзами
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА "ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ»
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Тема 1. Определение
Тема 2. Три основные схемы
Тема 3. Общий принцип решения
Тема 4. Интонация
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Схема 1. Обобщающее слово перед однородным рядом, которым заканчивается предложение.
Схема 2. Обобщающее слово перед однородным рядом, которым не заканчивается предложение.
Схема 3. Обобщающее слово стоит после однородного ряда.
РАЗДЕЛ 3. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
Тема 1. Пояснительные союзы после обобщающего слова
Тема 2. Вводные слова перед обобщающим словом, после однородного ряда
Тема 3. Повтор или отсутствие обобщающего слова
Тема 4. Отличие предложений с обобщающим словом от других вариантов
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
РАЗДЕЛ 4. КОГДА ТИРЕ ЗАМЕНЯЕТ ДВОЕТОЧИЕ
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Выбор тире или двоеточия для различных схем предложений
Тема 3. Сравнение парных вариантов
РАЗДЕЛ 5. СРАВНЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОСОБЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДВУМЯ ТИРЕ
РАЗДЕЛ 6. СЛОЖНЫЕ И ОСЛОЖНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 1. Осложнение обобщающего слова или члена однородного ряда
Тема 2. Однородный ряд в различных синтаксических конструкциях
РАЗДЕЛ 7. ОСОБЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ОДНОРОДНОГО РЯДА ИЗ ДВУХ ЧЛЕНОВ, СОЕДИНЕННЫХ ОДИНОЧНЫМИ СОЮЗАМИ
Тема 1. Обособление ряда в середине предложения
Тема 2. Обособление ряда в конце предложения
ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА, УРОК 7
ПЕРВЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Тема 1. Определение
Тема 2. Три основные схемы
Тема 3. Общий принцип решения
Тема 4. Интонация
ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(1) Обобщающими словами называются слова с обобщённым значением, содержание которых раскрывается с помощью ряда однородных членов.
(2) В роли обобщающих слов обычно выступают местоимения и местоименные наречия, а также другие слова с неопределенным значением.
(3) Обобщающее слово может быть любым членом предложения – подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством. При этом синтаксическая роль у обобщающего слова и членов однородного ряда одинаковая.
(4) Однородные члены могут иметь союзную или бессоюзную связь и разделяются запятыми (интонация перечислительная).
Частный вариант с двумя однородными членами, связанными одиночными союзами И, ИЛИ, когда запятая отсутствует, рассматривается отдельно.
(5) По правилу Розенталя обобщающее слово должно быть согласовано в падеже с членами однородного ряда.
Розенталь: http://www.evartist.narod.ru/text1/67.htm#з_03 Пункт 9.
ТЕМА 2. ТРИ ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ
В предложениях с обобщающим словом можно выделить три основных варианта постановки знаков препинания, каждый из которых соответствует определенной схеме.
СХЕМА 1. Обобщающее слово перед однородным рядом, которым заканчивается предложение. После обобщающего слова ставится двоеточие:
В корзине была дичь: два тетерева и утка.
СХЕМА 2. Обобщающее слово перед однородным рядом, которым не заканчивается предложение. После обобщающего слова перед однородным рядом ставится двоеточие, а после однородного ряда ставится тире:
Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу – не было скучно.
СХЕМА 3. Обобщающее слово стоит после однородного ряда. В этом случае перед обобщающим словом ставится тире:
Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнется.
ТЕМА 3. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
Однородный ряд членов обособляется с помощью тире и двоеточия. Выбор знака зависит от схемы предложения, а также от некоторых других факторов. В частности, двоеточие может заменяться тире.
ТЕМА 4. ИНТОНАЦИЯ
В предложениях с обобщающими членами сочетаются разные виды интонации. Для однородного ряда используется перечислительная интонация.
Также применяется:
(1) предупредительная (пояснительная) интонация при постановке двоеточия;
(2) разделительная или вставочная интонация, если используется только тире.
Отметим, что постановку тире вместо двоеточия без интонационно-структурного анализа обосновать довольно сложно. Все ссылки на чисто авторский выбор или на особенности современной пунктуации выглядят неубедительно.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СХЕМА 1. ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПЕРЕД ОДНОРОДНЫМ РЯДОМ, КОТОРЫМ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Перед однородным рядом ставится двоеточие, что соответствует предупредительной интонации: неполное понижению тона перед значительно увеличенной паузой.
1. ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ
Душой весны природа ожила, и блещет ВСЁ в торжественном покое: лазурь и небо голубое, и дивная гробница, и скала.
Казалось, вот-вот в его жизнь войдёт СЧАСТЬЕ: неожиданность, сила человеческих чувств, полоса заманчивых событий.
Кругом избушки ВСЁ говорило о присутствии человека: костёр, охапки нарубленных дров.
2. ОДНОРОДНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ
Отец СОВЕРШИЛ несколько будничных движений: достал бумажник, порылся в нём, извлёк две старые трёшницы, получил билеты.
Свою избёнку Трифон ОТДЕЛАЛ заново: починил крыльцо, навесил новую дверь, перебрал в сенях пол.
3. ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Прошлое для меня как бы окрашено в РАЗНЫЕ цвета: синий, белый и коричневый.
В нашей реке разноцветное дно и раки попадались РАЗНЫЕ: чёрные, зелёные, жёлтые.
4. ОДНОРОДНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
Дальше шли ряды, где можно было купить разные ПРЯНОСТИ: шафран, корицу, ваниль и кардамон.
Ах, я не верю НИЧЕМУ: ни снам, ни сладким увереньям, ни даже сердцу твоему.
Солнце светит одинаково ВСЕМ: и человеку, и зверю, и дереву.
5. ОДНОРОДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Пески в пустыне ПОВСЮДУ: впереди, позади, справа, слева, вокруг.
СХЕМА 2. ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПЕРЕД ОДНОРОДНЫМ РЯДОМ, КОТОРЫМ НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
В этом случае перед однородным рядом ставится двоеточие (предупредительная интонация), а после однородного ряда – тире.
1. ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ
ВСЁ вокруг: и дорога, и жнивьё, и воздух – сияло от низкого вечернего солнца.
Каждый ЗВУК: шорох птицы, шелест упавшего листа – заставляет вздрогнуть.
Но теперь, в начале марта, ВСЁ: и овраг, и лес, и поляна – было укрыто снегом.
2. ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В ЭТИХ письмах: искренних, наполненных грустью и нежностью – выражалась вся её прекрасная душа.
3. ОДНОРОДНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
Восход полыхал по всему горизонту, осыпая ВСЁ: сосну, утёс, реку, облака – потоками золотой пыли.
И НАД ВСЕМ ЭТИМ: над городом, над рекой, над садами – тихо сияла низкая, пурпурная луна.
4. ОДНОРОДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
ПОВСЮДУ: в кустах, в траве – запели, зачирикали птицы.
СХЕМА 3. ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПОСЛЕ ОДНОРОДНОГО РЯДА
После однородного ряда перед обобщающим словом ставится тире, что соответствует разделительной интонации (повышение тона перед паузой).
1. ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ
Лицо, походка, взгляд – ВСЁ изменилось в Наташе.
Родная куща, тень дубов, весёлы игры пастухов – НИЧТО тоски не утешало.
Ни хозяйство, ни литература, ни служба – НИЧТО ко мне не пристало.
2. ОДНОРОДНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
От дома, от деревьев, от голубятни и галереи – ОТ ВСЕГО побежали тени.
3. ОДНОРОДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
На полу, на занавесках, на диване – ВЕЗДЕ солнечный свет.
РАЗДЕЛ 3. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
Тема 1. Пояснительные союзы после обобщающего слова
Тема 2. Вводные слова перед обобщающим словом, после однородного ряда
Тема 3. Повтор или отсутствие обобщающего слова
Тема 4. Отличие предложений с обобщающим словом от других вариантов
ТЕМА 1. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ (после обобщающего слова)
При наличии пояснительного союза (как то, а именно, например, то есть) перед союзом ставится запятая, а после союза – двоеточие.
Гости говорили о многих приятных и полезных ВЕЩАХ, КАК ТО: о природе, о собаках, о чепчиках, о жеребцах.
Вся усадьба состояла ИЗ ЧЕТЫРЁХ СРУБОВ разной величины, А ИМЕННО: из флигеля, конюшни, сарая, бани.
Хорь ПОНИМАЛ действительность, ТО ЕСТЬ: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и властями.
К краснолесью относятся ПОРОДЫ деревьев смолистых, НАПРИМЕР: сосна, ель, пихта.
ТЕМА 2. ВВОДНЫЕ СЛОВА (перед обобщающим словом, стоящим после однородного ряда, схема 3)
При наличии вводных слов (словом, короче говоря) тире ставится перед вводным словом, а после вводного слова ставится запятая:
В лесу вы можете увидеть белок и бурундуков, рысей и лисиц, горностаев и медведей – СЛОВОМ, РАЗНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ животного мира.
С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — СЛОВОМ, ВСЕ колеблющиеся и неопределённые ЧЕРТЫ.
В Москву приезжали торговцы, ремесленники, купцы – КОРОЧЕ ГОВОРЯ, ОБЛАДАТЕЛИ самых нужных ПРОФЕССИЙ.
ТЕМА 3. ПОВТОР ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА
1. ПОВТОР ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА
Повтор обобщающего слова не изменяет постановку знаков препинания:
ВСЁ: и этот огонь, и эта вода, и тишина эта, и буря – ВСЁ входило в мою душу и соединялось в мою любовь.
2. ОТСУТСТВИЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА ПРИ НАЛИЧИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИИ
В некоторых случаях обобщающее слово пропускается, но при этом в интонации предложения присутствует характерная пауза, предупреждающая о последующем перечислении, которая на письме обозначается двоеточием:
Из-под сена ВИДНЕЛИСЬ: самовар, кадка и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки (подразумевается обобщающее слово «разные предметы»).
На собрании ПРИСУТСТВОВАЛИ: студенты, аспиранты, преподаватели.
В других случаях двоеточие обычно отсутствует:
В их защиту выступили Виктор Гюго, Чарльз Дарвин, Оскар Уайльду Лев Толстой, Федор Достоевский, Д. И. Менделеев, В. М. Гаршин, В. В. Верещагин.
ТЕМА 4. ОТЛИЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ОТ ДРУГИХ ВАРИАНТОВ
1. ОТЛИЧИЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА ОТ ПРИЛОЖЕНИЯ
Обобщающее слово следует отличать от приложения, отнесенного к однородному ряду и также имеющего обобщенное значение.
(1) Предложение С ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ произносится с предупредительной интонацией, то есть перед однородным рядом понижается тон и делается увеличенная пауза, обозначаемая на письме двоеточием. Обобщающее слово в таких случаях обычно имеет при себе ОПРЕДЕЛЕНИЕ, предупреждающее о последующем перечислении.
Мы побывали в СЛЕДУЮЩИХ городах: в Москве, Минске, Киеве.
На экзаменах абитуриентам были предложены ТЕМЫ: «Сравнительная характеристика Онегина и Печорина», «Место В. В. Маяковского в русской литературе».
(2) При отсутствии предупредительной интонации двоеточие после приложения перед однородным рядом не ставится:
Мы побывали в ГОРОДАХ Москве, Минске, Киеве.
ПИСАТЕЛИ-КЛАССИКИ Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян.
РОМАНЫ Гончарова «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» образуют своего рода трилогию.
2. ОТЛИЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ОТ СХОДНЫХ ВАРИАНТОВ
Предложения, в которых местоимения, местоименные наречия и некоторые другие слова играют роль обобщающего слова, следует отличать от сходных с ними вариантов, в которых эти слова не имеют обобщающего значения по отношению к однородному ряду:
На улицах, парках, скверах – ВЕЗДЕ лежит снег (обобщающее слово).
На улицах, парках, скверах ВСЁ покрыто снегом (нет обобщающего слова).
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Раздел 4. Когда тире заменяет двоеточие
Раздел 5. Сравнение правил обособления различных конструкций двумя тире
Раздел 6. Сложные и осложненные предложения
Раздел 7. Особые правила для однородного ряда из двух членов, соединенных одиночными союзами
РАЗДЕЛ 4. КОГДА ТИРЕ ЗАМЕНЯЕТ ДВОЕТОЧИЕ
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Выбор тире или двоеточия для различных схем предложений
Тема 3. Сравнение парных вариантов
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В современном языке двоеточие после обобщающего слова часто заменяется тире. В то же время такая замена правомерна в том случае, если обобщающее слово передаёт основную информацию, а однородные члены является ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ членами со значением ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО уточнения или пояснения.
Варианты отличаются ИНТОНАЦИЕЙ. При постановке тире вместо двоеточия предупредительная интонация предложения заменяется присоединительной или вставочной.
ТЕМА 2. ВЫБОР ДВОЕТОЧИЯ ИЛИ ТИРЕ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СХЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СХЕМА 1 (обобщающее слово перед однородным рядом, которым заканчивается предложение)
(1) ДВОЕТОЧИЕ КАК ОСНОВНОЙ ВАРИАНТ:
При постановке двоеточия (классический вариант) однородный ряд более информативен, чем обобщающее слово, после обобщающего слова делается предупредительная пауза:
Его характер проявлялся ВО ВСЁМ: в сдержанности, терпеливости, смелости.
Спорили здесь О ЧЁМ УГОДНО: о марках тракторов, о втором фронте, о немецких трофейных автоматах.
(2) ТИРЕ ВМЕСТО ДВОЕТОЧИЯ:
В этом случае однородный ряд имеет уточняющее значение, а предупредительная интонация заменяется присоединительной:
Легенды и сказки любят ВСЕ – и дети, и взрослые.
Алый свет нежно заливал ОКРЕСТНОСТИ – ветряную мельницу, крыши домов, элеватор.
Друг мой был человек ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ – умный, добрый, чуткий.
СХЕМА 2 (обобщающее слово перед однородным рядом, которым не заканчивается предложение)
(1) ДВОЕТОЧИЕ КАК ОСНОВНОЙ ВАРИАНТ:
В этом случае перед однородным рядом делается предупредительная пауза:
ВСЁ вокруг: подсолнухи, акация, сухая трава – было покрыты сухой пылью.
Почти ВЕЗДЕ: на суше, в океане и даже в вечных льдах – существует жизнь.
(2) ТИРЕ ВМЕСТО ДВОЕТОЧИЯ:
При обособлении однородного ряда двумя тире в середине предложения интонация ВСТАВОЧНАЯ (второй план речи для всего ряда: выделение паузами, общее понижение тона):
ВСЁ это – звуки и запах, тучи и люди – было странно красиво и грустно.
Все эти ЛЮДИ – матросы, рыбаки, рабочие, лодочники – все они молоды, здоровы, пропитаны крепким запахом моря.
В ЧЕТЫРЁХ ГОРОДАХ Италии – Риме, Милане, Неаполе и Турине – начались финальные игры по футболу.
РЕБЯТА – Колька, Ванька и Архипка – нетерпеливо двигали стульями.
ТЕМА 3. СРАВНЕНИЕ ПАРНЫХ ВАРИАНТОВ
При выборе двоеточия или тире важно учитывать всё. К примеру, даже одно слово может повлиять на принятие решения.
1. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ обломовского типа (какие именно): лень, апатия, бездеятельность – являются, по Добролюбову, результатом крепостнической системы.
При наличии местоимения «некоторые» перед обобщающим словом однородный ряд более информативен, чем обобщающее слово, так как он раскрывает содержание неопределенного местоимения.
2. ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ обломовского типа – лень, апатия, бездеятельность – являются, по Добролюбову, результатом крепостнической системы.
Замена местоимения прилагательным «главные» придаёт больший вес обобщающему слову, а однородный ряд приобретает уточняющее значение в добавочном сообщении.
РАЗДЕЛ 5. СРАВНЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОСОБЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДВУМЯ ТИРЕ
Речь пойдет о трех темах:
(1) обобщающие слова перед однородным рядом;
(2) обособленные приложения,
(3) вставные конструкции.
Если мы обособляем однородный ряд двумя тире в середине предложения, то могут возникнуть вопросы: какими правилами нужно пользоваться, нужно ли выделять ряд приложений среди других однородных рядов? К примеру, в теме «Обособленные приложения» у Розенталя есть информация о постановке одного, а не двух тире.
Сразу можно сказать следующее:
1. Примеры с постановкой одного, а не двух тире относятся не к рядам, а к ОДИНОЧНЫМ ИЛИ РАСПРОСТРАНЕННЫМ ПРИЛОЖЕНИЯМ, поэтому к данной теме отношения не имеют.
2. Выделять приложения среди других однородных членов не нужно, так как ряд приложений – ЭТО ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ОБЫЧНОГО РЯДА. Приложения образуют ряды в двух случаях:
(1) ряд имен собственных после нарицательного имени;
(2) ряд видовых названий после родового названия.
Оба эти случая регулируются правилами для обобщающих слов, то есть специальных правил для приложений не требуется.
3. А как обстоит дело с темой ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, где также используется обособление двумя тире? Среди вводных конструкций ряды обычно не встречаются, но некоторые правила могут быть полезны и в нашей теме. Это те правила, которые касаются постановки ЗАПЯТЫХ ПЕРЕД ТИРЕ в сложных и осложненных предложениях (нет запятых; ставится первая или вторая запятая, две запятые).
РАЗДЕЛ 6. СЛОЖНЫЕ И ОСЛОЖНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 1. Осложнение обобщающего слова или члена однородного ряда
Тема 2. Однородный ряд в различных синтаксических конструкциях
ТЕМА 1. ОСЛОЖНЕНИЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА ИЛИ ЧЛЕНА ОДНОРОДНОГО РЯДА
В качестве распространителей обобщающего слова обычно выступают обособленные определительные обороты или придаточные определительные предложения. Кроме того, члены однородного ряда могут иметь обособленное определение.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
1. Вторая запятая после придаточного предложения или определительного оборота ПОГЛОЩАЕТСЯ двоеточием, но сохраняется перед тире:
В памяти осталась лишь картина, УВИДЕННАЯ В ОКНО ВАГОНА: багровая полоса заката и длинный силуэт города с башнями.
Я имел случай и счастье знать многих старших поэтов, ЖИВШИХ В МОСКВЕ, — Брюсова, Андрея Белого, Ходасевича, Вячеслава Иванова, Балтрушайтиса.
2. Запятая перед тире закрывает обособленный оборот, отнесенный к однородному члену:
И кресты, и далёкие окна, и вершины леса, УХОДЯЩЕГО ВДАЛЬ, – всё дышит весенним воздухом.
ТЕМА 2. ОДНОРОДНЫЙ РЯД В РАЗЛИЧНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ
Это довольно сложная тема, которая не разбирается в правилах подробно и уж тем более не объясняется. По аналогии с другими темами (обособление распространенных приложений и обособление вставных конструкций), можно предложить два варианта оформления.
1. ПОГЛОЩЕНИЕ ВТОРОГО ТИРЕ ЗАПЯТОЙ
В этом случае ряд «встраивается» в структуру сложного предложения или предложения с однородными членами. Перечислительная интонация при этом «модифицируется»: паузы остаются, но ударение на каждый член ряда уже не ставится. В сложном и осложненном предложении становится важным выразить собственную интонацию, то есть отношением между частями этого предложения.
(1) Он до сих пор ездит по всем ярмаркам в Малороссии; тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения, продающиеся оптом, как то: муку, пеньку, мед и прочее, НО покупает только небольшие безделушки, как то: кремешки, гвоздь прочищать трубку и вообще все то, что не превышает всем оптом своим цены одного рубля (Гоголь).
(2) Наряду с иными стихийными бедствиями, как-то: пожар, град, начисто выбивающий хлебные поля, ненастье или, наоборот, великая сушь, есть в деревне ещё одно бедствие (Солоухин).
Примечание. В правилах Розенталя во втором примере тире сохраняется (ряд закрыт тире и запятой), но это не соответствует авторскому варианту.
В этом предложении у автора обобщающее слово и однородный ряд входят в обособленный оборот с предлогом «наряду с», при этом запятая «поглощает» тире.
(3) Но разве запятая всегда поглощает тире? Если запятая обозначает сочинительную связь (союзы НО, И в сложном предложении или в предложении с однородными членами), то тире действительно опускается, в других же конструкциях требуется дополнительный анализ.
2. ОБОСОБЛЕНИЕ РЯДА ДВУМЯ ТИРЕ ПО ОБРАЗЦУ ВСТАВНОЙ КОНСТРУКЦИИ
Вставные конструкции всегда обособляются двумя тире, но в этом случае решается вопрос о постановке запятых.
(1) В Бергене все было по-старому. Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. (К. Паустовский). Первая запятая закрывает местоименно-определительное придаточное предложение. Ряд выделен по образцу вставной конструкции двумя тире, запятая должна быть перенесена, так как относится к структуре всего предложения: Все, что могло приглушить звуки, Григ давно убрал из дома.
ПРИМЕЧАНИЕ. Это очень спорная конструкция. Обособление с помощью двух тире мы видим у Паустовского, но в учебных текстах используется двоеточие: Все, что могло приглушить звуки: ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Такая запись намного понятнее, и тогда делаем вывод: обособление двумя тире вызывает вопросы при наличии определительных конструкций, но может применяться в других, более понятных случаях (см. пример ниже).
(2) Осенью, когда появляются самые разнообразные грибы – белые, маслята, лисички, опята, – начинается настоящая грибная охота.
Это «перенесенная запятая», закрывающая придаточное времени (как ряд относится к этому придаточному).
РАЗДЕЛ 7. ОСОБЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ОДНОРОДНОГО РЯДА ИЗ ДВУХ ЧЛЕНОВ, СОЕДИНЕННЫХ ОДИНОЧНЫМИ СОЮЗАМИ
Тема 1. Обособление ряда в середине предложения
Тема 2. Обособление ряда в конце предложения
В этом случае ряд (оборот) можно рассматривать как единую конструкцию, соответственно, правила обособления несколько другие (в частности, допускается использование запятой). Обособление делается по правилам для уточняющих и пояснительных членов.
ТЕМА 1. ОБОСОБЛЕНИЕ РЯДА В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
При обособлении могут использоваться запятые или тире (как для обычных рядов).
Они, МАТЬ И ОБЕ ДОЧЕРИ, были дома.
Обе старшие девочки, КАТЯ И СОНЯ, стали зорко следить за мальчиками.
Все мы, воспитатели – УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛИ, – должны учитывать возрастные особенности в общении с детьми (ряд находится внутри другого обособленного приложения; запятая "перенесенная").
ТЕМА 2. ОБОСОБЛЕНИЕ РЯДА В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В конце предложения можно использовать любой знак: тире, двоеточие, запятую. Выбор зависит от структуры предложения и расстановки ударений.
Примеры из Розенталя с вариантами (тире и двоеточие): https://old-rozental.online/punctuatio.php?sid=189#pp189
Сколько мне тогда бЫло: девятнадцать или двадцать?
СкОлько мне тогда было – девятнадцать или двадцать?
Не знаю, когда уЕхать: в среду или в четверг.
Не знАю, когда уехать – в среду или в четверг.
Примеры из Нацкорпуса https://ruscorpora.ru/new/search-main.html
Женщин в толпе было немного, пять или шесть. [Сергей Довлатов, 1986]
Число их было вполне пристойное: пять или шесть. [Н. Б. Черных, 2012]